Психологическая служба гимназии
Психологическое сопровождение – неотъемлемая часть педагогического процесса в общеобразовательном учреждении. Главная задача психологической службы – обеспечить благоприятный психологический климат в гимназии, когда каждому участнику педагогического процесса комфортно находиться в гимназии, комфортно здесь учиться и работать.
Забота о психологическом здоровье учащихся предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, к его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Так психологическая служба гимназии осуществляет поддержку личностного развития обучающихся.
Ученики начинают обучение в гимназии с 10 класса, имея опыт учебы в основной общей школе. В этой школе они оставляю друзей, часто любимых учителей, оставляют школу, к укладу которой привыкли. Поэтому первые месяцы обучения в гимназии для многих являются очень сложными. Новые преподаватели, абсолютное большинство которых - преподаватели высшей школы, авторы учебников и учебных пособий, новый классный руководитель - совершенно иной уровень общения и ответственности, новые одноклассники, новые предметы, уроки парами, как в вузе, «красные» и «синие» недели… С первых дней учебы перед вновь поступившими в гимназию учениками встают новые задачи, требующие максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. В связи с этим с целью успешной адаптации десятиклассников в течение первых месяцев обучения проводятся занятия с элементами тренинга, направленные на знакомство ребят друг с другом, на самопознание и сплочение коллектива.
Психологическая служба гимназии осуществляет психологическое сопровождение учащихся 10 – 11 классов по следующим направлениям:
• диагностическая работа;
• коррекционно–развивающая работа;
• консультативно–просветительская работа.
Диагностическая работа психолога представляет собой психолого–педагогическое изучение учащихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей ребенка, его потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявления причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Так в гимназии ежегодно проводятся исследования по следующим направлениям: мотивы выбора образовательного учреждения, динамика адаптации, направленность личности, самооценка, лидерские качества, профдиагностика и др. В рамках коррекционно–развивающей работы проводятся индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в усвоении учебной программы; групповые и микрогрупповые развивающие занятия с учащимися в контексте психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. В ходе данной работы реализуется программа «Азбука выбора» (для микрогрупп), проводятся психологические тренинги (например, по улучшению процессов памяти) и занятия с элементами арт-терапии. Консультативно–просветительская работа проводится с педагогами, учащимися 10-11 классов и их родителями. Обсуждаемые вопросы касаются проблем обучения, развития и воспитания учащихся гимназии, проблем детско-родительских отношений. Проводятся групповые консультации по темам: подготовка к публичному выступлению, навыки самопрезентации, психологическая подготовка к ЕГЭ, психология стресса и восстановление после него. В гимназии, в рамках курсов подготовки к ЕГЭ по обществознанию, учащиеся изучают учебный предмет «Социальная психология», способствующий формированию психологической культуры, повышению конкурентоспособности учащихся. |